Федеральная образовательная программа дошкольного образования
Описание образовательной программы
Аннотация к Федеральной образовательной программе дошкольного
образования, утвержденной Приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 25.11.2022 года
Содержание образования должно содействовать взаимопониманию
и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной,
этнической, религиозной и социальной принадлежности, формированию и развитию
личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе
духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Федеральная образовательная программа дошкольного
образования – нормативный документ, позволяющий реализовать несколько
основополагающих функций дошкольного уровня образования:
1. воспитание
и развитие ребенка дошкольного возраста как Гражданина Российской Федерации,
формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его
возрасту содержании доступными средствами.
2. создание
единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного
на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям
российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и
уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.
3. создание
единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей
от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его
родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне
зависимости от места и региона проживания.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования
(далее – Федеральная программа) определяет единые для Российской Федерации
(далее – РФ) базовые объем и содержание ДО, осваиваемые обучающимися в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее –
Организации), и планируемые результаты освоения образовательной программы.
Федеральная программа разработана в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).
ФГОС ДО и Федеральная программа являются основой для
самостоятельной разработки и утверждения Организацией образовательных программ
дошкольного образования (далее – Программа), обязательная часть которых должна
соответствовать Федеральной программе и оформляется в виде ссылки на нее.
Федеральная программа определяет объем обязательной части этих Программ,
который в соответствии со ФГОС ДО составляет не менее 60% от общего объема
программы. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет
не более 40%. Содержание и планируемые результаты разрабатываемых в Организациях
Программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых
результатов Федеральной программы.
Федеральная программа ДО представляет собой
учебно-методическую документацию, в составе которой федеральная рабочая
программа образования, федеральная рабочая программа воспитания (далее –
Программа воспитания), федеральный календарный план воспитательной работы
(далее – План). В соответствии с требованиями ФГОС ДО в Федеральной программе
содержится целевой, содержательный и организационный разделы. В целевом разделе
Федеральной программы представлены цели, задачи, принципы и подходы к ее
формированию; планируемые результаты освоения Федеральной программы в
младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения
освоения Федеральной программы; характеристики особенностей развития детей
младенческого, раннего и дошкольного возрастов, подходы к педагогической
диагностике планируемых результатов.
Содержательный раздел Федеральной программы
включает:
- федеральную рабочую программу образования,
которая раскрывает задачи, содержание и планируемые результаты по каждой из
образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся; обозначает
направления и задачи коррекционно-развивающей работы (далее - КРР) с детьми
дошкольного возраста с ООП (далее - ООП) различных целевых групп; психолого -
педагогические условия реализации программы, а также отдельные средства
обучения и воспитания.
- федеральную рабочую программу воспитания,
которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает
приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая
культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в
российском обществе.
Организационный раздел Федеральной программы включает
описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации Федеральной
программы. В разделе представлены примерный режим и распорядок дня в
дошкольных группах, федеральный календарный план воспитательной работы.