«Нравственно-патриотическое воспитание детей
дошкольного возраста»
Патриотические чувства надо прививать детям с младшего дошкольного
возраста.
Детство - это и деревья под окном, и родные напевы, и поразившие
факты и события. С младенчества ребёнок слышит родную речь. Песни матери,
сказки открывают ему окно в мир, вселяют веру, надежду, добро. Сказки волнуют
ребёнка, заставляют плакать и смеяться, показывают ему, что трудолюбие, дружба,
взаимопомощь важны для человека. Загадки, пословицы, поговорки - это жемчужины
народной мудрости, они воспринимаются ребёнком легко, естественно. Но в них
юмор, грусть и глубокая любовь к человеку и Родине. Сказки, пословицы,
поговорки формируют начала любви к своему народу, к своей стране. Очень рано в
мир ребёнка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для
него. Так природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего
ребёнка с Родиной. Но, без помощи взрослого ребёнку, трудно выделить наиболее
существенное. Взрослые выступают посредником между ребёнком и окружающим миром,
направляют, регулируют восприятие им окружающего мира. Воспитание
патриотических чувств у дошкольников происходит в следующей последовательности:
сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, а затем
к городу, стране.
Для формирования чувства патриотизма очень важно давать
детям начальные знания о Родине, представления
о нашей стране, родной семье, родном городе, природе,
народе, обычаях ,истории, культуре.
Родная семья.
Мир ребёнка
начинается с его семьи, впервые он осознаёт
себя человеком-членом семейного сообщества. У них
воспитываются гуманные отношения к своим близким,
уточняются представления детей о занятиях,
об именах близких людей, о семейных
историях, традициях. (Чаще проводить беседы к
пониманию того, что семья-это мама, папа, дети,
бабушка, дедушка. В семье все друг друга
любят: старшие заботятся о младших, младшие
стараются помогать старшим. Обратить внимание на
то,что у каждого члена семьи есть
свои обязанности :мама готовит ,гладит…, папа
ремонтирует бытовую технику и.т.д. Без помощи
родителей решить эту задачу невозможно.
Родной город.
В младшей
группе детям ещё трудно представить
себе город, потому что их жизнь в
основном ограничивается тем микрорайоном, где они
живут. Поэтому, прежде всего знакомить детей с
близлежащими улицами
( обратить внимание
на то, что улиц много, каждая имеет своё
название , у каждого дома есть номер, что
подводит к необходимости знать свой
домашний адрес.(Рекомендуем обращать внимание
детей на всё
положительное, что
происходит вокруг — построили новый магазин, посадили
деревья и.т.д. Особое внимание необходимо
обратить на труд
людей по
благоустройству города- это работа дворников, мусороуборочных
машин,посадка
зелёных насаждений и.т.д. Постепенно дети
начнут понимать, что они тоже жители города
и могут что-то сделать, чтобы их родной
город был красивым и чистым.
Также рекомендуем
знакомить детей с достопримечательностями родного
города. Это может
быть центр города, откуда начинается история, площадь,
собор и.т.д. Основная задача-показать красоту
родного города и вызвать восхищение детей.
Необходимо дать детям понятие город и
село(деревня). Рассматривание герба города, иллюстраций,
фотографий , чтение стихов о городе, экскурсии по
городу. Так воспитывается гордость за свою
малую родину, желание сделать её лучше.
Родная природа.
Любовь к
родной природе-одно из проявлений патриотизма. При
ознакомлении с родной природой дети младшей
группы получают
Сначала элементарные сведения
о природе участка детского сада, затем
краеведческие сведения о природе.
Родная страна.
Основная задача
в работе по знакомству детей с родной
страной – вызвать у них чувство восхищения и
восторга
красотой своей
Родины.
Детей знакомим
с государственными символами гербом, флагом, гимном.
Рассматриваем иллюстрации с изображением лесов, полей,
рек, морей, гор, подчёркивая этим , что наша страна
красивая и большая.
Родная культура.
Очень важно
привить детям чувство любви и уважения
к культурным
ценностям и традициям
своего народа. Очень важно знакомить детей
с устным народным творчеством: сказками, былинами,
потешками, праздниками и обрядами, народным
декоративно-прикладным искусством. Формировать у детей
общие представления о народной культуре, её
богатстве и красоте. (Рекомендуем приобщать детей
к культуре, рассказывать им народные сказки(
привлекать их к тому, как одеты герои
сказок), послушать народные песни, заучивание народных
потешек, знакомить с предметами народно-прикладного искусства.
Тогда дети получат представления о родине, как
о стране большой и красивой. Это вызывает
чувство любви и гордости за свою
страну и свой народ.
Как
бы не менялось общество, воспитание у
подрастающего поколения
любви к своей
Родине, гордости за неё необходима всегда!
Нравственно-патриотическое
воспитание детей дошкольного возраста - процесс сложный и длительный, не может
происходить от случая к случаю. Результата можно достичь только систематической
работой.
Воспитать патриота своей Родины
- ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только
начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных
средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность
взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать
основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
У дошкольников нужно воспитывать чувства
гордости за нашу Родину, прививать любовь к трудной, но почетной обязанности -
защищать нашу Родину, а также гордость за историческое прошлое своей страны.
Уважаемые родители, помните,
для ребенка, именно вы – пример для подражания. Как вы относитесь, друг к
другу, к своим родителям, к окружающим людям, к Родине, так и ваши дети будут
воспринимать окружающий мир.
Наша с вами задача — воспитать
настоящего патриота своей Родины, который будет ценить, хранить и уважать
переданный ему опыт!
Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/