05.12.2021
Памятка
для родителей
«В
помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья»
Рождение ребенка с нарушениями
в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития
«особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной
социальной дезадаптации всей семьи. Дети с ограниченными возможностями
находятся в очень сложном положении эмоционально, морально и психологически.
Детям нужно учиться функционировать в быту и общаться с людьми, но из-за своих
ограниченных физиологических возможностей они не могут полноценно выполнять
какую-либо деятельность. На родителей таких детей, так же, ложатся большие нагрузки,
в связи с деятельностью по уходу за больным ребёнком и ответственностью за его
жизнь. Многочисленными исследованиями выявлено, что родители данной категории
детей испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды,
находятся в хроническом стрессовом состоянии и т.д.
Всё это влияет на отношение
родителей к своим детям. Следовательно, им так же, как и их детям, нужны
психологическая помощь и поддержка.
Это время боли, которую
необходимо пережить, время печали, которая должна быть излита. Только пережив
горе, человек способен рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно
подойти к решению своей проблемы.
Зачастую родители, испытывая
страх за судьбу малыша, передают его ребенку. Интуитивно чувствуя постоянное
напряжение взрослых, детки приобретают черты нервозности, издерганности.
Мучительные сомнения многих пап и мам о том, знает ли ребенок о своей болезни и
о том, насколько она тяжела, напрасны. Действительно, слово «инвалид» ничего не
добавляет к ежедневным ощущениям и переживаниям ребят. От понимания своего
статуса им не становится ни лучше, ни хуже.
Оптимальным может считаться
такое поведение взрослых, которое позволяет детям-инвалидам быстрее
адаптироваться к своему положению, приобрести черты, компенсирующие их
состояние. Эгоистическая любовь родителей, стремящихся оградить своих сыновей и
дочерей от всех возможных трудностей, мешает их нормальному развитию.
Дети-инвалиды остро нуждаются в родительской любви, но не любви-жалости, а
любви альтруистической, учитывающей интересы ребенка, просто потому, что
ребенок есть, такой – какой есть. Малышу предстоит дальнейшая не самая легкая
жизнь, и, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет
перенести все трудности и невзгоды. Дети, о которых идет речь, нуждаются не в
запретах, а в стимуляции приспособительной активности, познании своих скрытых
возможностей, развитии специальных умений и навыков. Конечно, закрывать глаза
на то, что малыш серьезно болен, нельзя. При этом и постоянно держать его под
стеклянным колпаком тоже не годится. Чем меньше внимание больного будет
сконцентрировано на нем самом, тем больше вероятность и успешность
взаимодействия его с окружающими. Если родителям удастся научить ребенка думать
не только о себе, то судьба его сложится гораздо более счастливо.
Что касается самих родителей – не забывайте о себе!
Деперссия - нередкий спутник родителей больного ребенка. Механизмом запуска для
нее может послужить и длительное ожидание диагноза, и ненадежность, невнимание
близких и друзей в тяжелое время, и отчаяние в глазах ребенка, и бессонные
ночи. На фоне постоянной, хронической усталости и недосыпания, достаточно
мелочи, чтобы спровоцировать нервный срыв. Но ведь малышу вы нужны сильными,
бодрыми, уверенными. Поэтому, необходимо научиться справляться и с этим. Из
лекарств подойдут валериана и успокоительные травяные сборы, например шишки хмеля,
пустырник, мята и валериана, о чем желательно проконсультироваться с врачами.
Если врач все же пропишет антидепрессанты, не забудьте, что это временная мера!
Психологическая поддержка может оказаться для вас одной из важных процедур на
пути адаптации, как вас, так и вашего ребенка.
Очень важно найти того, кто
сможет помочь вам, хотя бы на время, или просто даст выспаться. Преодолеть
сложный период может социальный работник, психолог или те родители, у которых
ребёнок с похожим отклонением в развитии, и они успешно преодолели трудный
период. Необходимо иметь возможность поделиться своими переживаниями, услышать
слова поддержки. Помогая друг другу, родители забывают о своём горе, не
замыкаются в нём, таким образом, находят более конструктивное решение своей
проблемы. Видя вас бодрыми, веселыми, верящими в лучшее, малыш станет чаще
улыбаться и тем самым приближать свое выздоровление.
Не лишайте себя жизни,
удовольствий и интересных событий. Что-то вы можете делать вместе с ребенком,
но у вас обязательно должна быть и собственная жизнь.
Слепая жертвенность не
принесет пользы ни ребенку, ни вам. Если вы будете удовлетворены жизнью, вы несравнимо
больше сможете дать и нуждающемуся в вас маленькому человеку.
Рекомендации родителям,
имеющим детей-инвалидов:
Примите
ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось,
размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и
«черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего
Вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.
Никогда
не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
Дарите
ребёнку свою любовь и внимание, но помните, что есть и другие члены семьи,
которые в них тоже нуждаются.
Стремитесь
к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной
жизни. Помните, ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и
спокойствие своего окружения.
Организуйте
свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от
своей личной жизни.
Не
ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет,
придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка
заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.
Предоставьте
ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его
приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей.
Развивайте умения и навыки по самообслуживанию
Следите
за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
Учитесь
отказывать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако
проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок.
Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения,
лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом.
Чаще
разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят
вас.
Создавайте
условия для общения ребёнка со сверстниками.
Стремитесь
к встречам и общению с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей жизни
найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.
Чаще
прибегайте к советам педагогов и психологов. Каждое определенное заболевание
ребенка-инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и
умений.
Больше
читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
Общайтесь
с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать
услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает)
спутника жизни. Помогая друг другу, вы, прежде всего, помогаете себе!
Находите
в себе силы и сохраняйте душевное равновесие. Не изводите себя упрёками. В
противном случае велика вероятность того, что ребенок вырастет психологическом
монстром, а это неизбежно усилит его социальную дезадаптацию и усугубит
страдания. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.
Воспитывайте
в себе новые качества, прежде всего наблюдательность, терпение, самообладание.
Ведите
дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии.
Дневник с одной стороны, помогает, успокаивая Вас, с другой – способствует
правильной организации всей лечебно-коррекционной работы.
Помните,
что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он
социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык
находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил
общаться, мог попросить о помощи.
Старайтесь
чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком-инвалидом на людях.
Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте
их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления. Если ребенок
переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе
друзей резко возрастут.
Постарайтесь
научить ребенка быть самим собой – и дома, и на людях. Чем раньше ребенок
начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет вести себя
как все.
Помните,
что ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к
будущей жизни, говорите о ней.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 05.12.2021
Дата обновления: 05.12.2021
Дата публикации: 05.12.2021